Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов отметил, что особенность московского формата заключается в том, чтобы для обсуждения собрались все страны, которые могут быть затронуты происходящими в Афганистане событиями Страны — участницы московского формата по-разному реагируют на события в Афганистане и на встрече в российской столице попытаются найти общие подходы к сложившейся ситуации. Такое мнение выразил во вторник в беседе с ТАСС генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
"Если говорить о ситуации на данный момент, то мы видим, что подходы стран московского формата к ситуации в Афганистане отличаются. Скажем, сравнивая позиции Китая и Ирана, они разные по понятным причинам: Китай подходит более оптимистично к тому, что происходит в Афганистане, по сравнению с Ираном. Даже если говорить о государствах Центральной Азии, мы видим явную разницу подходов между Узбекистаном и Таджикистаном: можно просто посмотреть на карту, посмотреть на протяженность границ или посмотреть на этнический состав Афганистана. Здесь есть изначально разные позиции — скажем, инклюзивное правительство в Афганистане более важно для Таджикистана, чем для Узбекистана. И вот в ходе обсуждений, таких встреч, как в Москве, страны пытаются найти общие подходы", — сказал эксперт.
Кортунов добавил, что обычно государствам удается найти некие общие знаменатели, хотя это трудный процесс. Он также отметил, что особенность московского формата заключается именно в том, чтобы для обсуждения собрались все страны, которые могут быть затронуты происходящими в Афганистане событиями.
В то же время Кортунов не верит, что встреча в московском формате может послужить цели признания правительства талибов (движение "Талибан" запрещено в РФ). По его мнению, одна из задач переговоров заключается как раз в том, чтобы найти универсальную формулу взаимодействия с нынешними афганскими властями и иметь "больше рычагов воздействия" на них.
Необходимость прямого разговора с талибами
Такого же мнения придерживается старший преподаватель Департамента политики и управления Высшей школы экономики Григорий Лукьянов. "Вопрос о признании талибов зависит от слишком большого количества факторов, чтобы их можно было обозреть в рамках одной встречи или серии встреч, и уж тем более поднимает такое количество вопросов, которые не может разрешить на сегодняшний момент ни один международный формат", — сказал он в беседе с ТАСС.
Специалист отметил важность прямого разговора с талибами, делегация которых приедет на переговоры в Москву, "чтобы понимать, что можно от них ждать". "Речь пока идет только о поиске новых возможностей для реагирования на происходящие в Афганистане события. Ситуация в Афганистане меняется, она меняется безвозвратно. Она требует выработки тех международных механизмов, которые по причине американского военного присутствия в Афганистане не складывались или не разрабатывались ранее. Это механизмы, в первую очередь включающие в себя заинтересованные страны региона, соседей Афганистана, — пояснил он. — Здесь любое продвижение необходимо и любой результат будет на первоначальном этапе иметь эффект. Пока ничего абсолютно нет".
Как ранее сообщили в МИД РФ, участники московского формата консультаций (Россия, Афганистан, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан) в среду обсудят перспективы развития военно-политической обстановки в Афганистане, а также усилия международного сообщества по предотвращению гуманитарного кризиса в этой стране. С обращением к участникам заседания выступит глава МИД РФ Сергей Лавров. По итогам консультаций планируется принятие совместного заявления.
Московский формат был создан в 2017 году на основе шестистороннего механизма консультаций спецпредставителей России, Афганистана, Индии, Ирана, Китая и Пакистана.