Президент РФ Владимир Путин считает главным итогом многолетней работы во власти сокращение бедности в стране. Об этом он заявил в четверг, отвечая на вопросы участников заседания клуба "Валдай".
Глава государства рассказал, что мир движется к признанию радикального движения "Талибан" (запрещено в РФ), а Вашингтон и Москва после саммита в Женеве находятся на правильном пути, поблагодарил Европу за санкции (и предсказал ей участь волка, опустившего хвост в прорубь), а также признался, что гоняет по Ново-Огарево на электромобилях, но разницы с обычными авто не ощущает.
ТАСС собрал ключевые и самые яркие ответы Путина.
О возможности признания "Талибана"
- "Мне кажется, что мы к этому подходим". "Позиция России будет заключаться в том, чтобы двигаться именно в этом направлении", "но все-таки эти решения должны быть приняты таким же образом и способом, которым они принимались раньше, когда мы это движение включали в список террористических организаций".
- Президент США Джо Байден "правильно сделал, что вывел войска из Афганистана", но теперь Соединенные Штаты и Европа "не должны снимать с себя ответственность за происходящие [в этой стране] события и за будущие".
Об итогах саммита в Женеве
- Встреча с президентом США Джо Байденом в Женеве была в целом продуктивной и создала впечатление, что Вашингтон нацелен на то, чтобы "выстраивать отношения, возрождать их хоть как-то и по каким-то важнейшим направлениям". "Можно смело констатировать, что, хотя набор вопросов, о которых мы договорились, небольшой, но все-таки мы на правильном пути, это важнейшие вопросы сегодняшнего дня. И в общем администрация с американской стороны и Россия с другой стороны выполняют намеченные планы и двигаются по этому пути".
- Правда, не обходится без проблем: "Мы видим и определенный регресс, как в свое время у нас говорили: "Шаг вперед, два шага назад". Такое тоже бывает, но все-таки по генеральным договоренностям мы двигаемся".
О газовом кризисе в Европе и углеродном налоге
- "Это [газовый кризис] рукотворный результат экономической политики Еврокомиссии. Россия здесь ни при чем". И если европейцы будут продолжать такую линию, их ждет участь волка из русской сказки: "Когда один из персонажей заставляет волка зимой хвостом ловить рыбу, а потом сидит рядышком и приговаривает про себя: "Мерзни, мерзни, волчий хвост".
- Идея принять в Европе углеродный налог "требует определенной доработки". "Надеемся, что это будет происходить в диалоге с другими странами, в том числе с Россией".
О законе об иноагентах
- Закон об иностранных агентах не запрещает иметь свое мнение и заниматься политикой, "просто эти деньги, которые получаются из-за кордона, из-за бугра, должны быть "окрашены", и российское общество должно знать, что человек вот такую позицию формулирует, так относится к внутриполитическим процессам, но он получает деньги из-за границы".
- При этом иностранных агентов в России не так много: "Сколько у нас их там? Что, каждый второй, что ли? Массовой записи в иноагенты у нас, по-моему, и нет. Мне кажется, опасность этого сильно преувеличена".
- Но основания для включения в списки иноагентов будут вновь проанализированы: "Конечно, еще раз и еще раз, это я вам главному редактору "Новой газеты" Дмитрию Муратову, которого Путин поздравил с присуждением Нобелевской премии мира — прим. ТАСС) обещаю, посмотрим эти размытые критерии".
О ситуации в Мали
- В Мали могут присутствовать частные военные компании, связанные с Россией, но "это частные компании, это не государство, они не отражают интересов российского государства, и если они где-то находятся — не по поручению российского государства". "Если это начинает вступать в противоречие с интересами российского государства — так бывает, к сожалению, — то мы, конечно, должны на это реагировать, и мы будем это делать".
О ситуации на Украине
- Власть на Украине захватили "люди крайних политических взглядов" — именно они руководят страной "вне зависимости от того, какова фамилия главы государства". Даже те, кто приходил к власти с опорой на "молчаливое большинство", не могли выполнить свои предвыборные обещания, потому что "агрессивное меньшинство националистическое подавляло всяческую свободу принятия ожидаемых населением Украины решений".
- "Это тупик. Я не очень понимаю, как из него можно выйти. Посмотрим, что будет происходить на внутриполитической сцене Украины в ближайшее время. Мы со своей стороны делаем все, что от нас зависит, чтобы эти отношения выстроить".
- При этом НАТО уже осваивает территорию Украины в своих целях, и это создает угрозу для России: "Завтра под Харьковом ракеты появятся, что нам делать с этим?"
О смене власти в Германии
- Россия готова активизировать контакты с Германией при новых властях, если к этому проявит интерес Берлин. "Коалиция в Германии намечается довольно сложная, и там разнонаправленные политические взгляды <…> у этой коалиции, возможной коалиции. Посмотрим, к чему это приведет на практике, я не знаю, но мы за, мы готовы к этому".
- При этом Ангела Меркель могла бы вновь выдвинуться на пост канцлера: "[Гельмут] Коль был 16 лет (как и Меркель — прим. ТАСС) у власти, объединитель Германии".
Об обязательной вакцинации
- "Любые навязанные решения обходятся достаточно легко. Известная фраза, что над законами думают сотни и тысячи людей, а над тем, как их обойти, думают миллионы. И они, как правило, выигрывают. Поэтому, мне кажется, не навязывать нужно, а нужно убеждать, убеждать и доказывать, что вакцинация лучше, чем болезнь. Есть только два варианта развития событий почти для каждого человека — или переболеть, или вакцинироваться. И между струйками дождя проскользнуть не удастся".
О "пятерке" СБ ООН и ее саммите
- Поднять вопрос о расширении списка членов Совета Безопасности ООН можно, и здесь возможны "разные решения", но это "не России решать, это нужно решать в ходе консенсуса".
- Идея саммита постоянных членов СБ "встречена была весьма позитивно", в том числе французским президентом Эмманюэлем Макроном, но вмешались "проблемы, которые с Россией не связаны", в том числе пандемия. "Надеюсь, что, может быть, это когда-то и состоится. Это точно пойдет на пользу".
О европейских санкциях
- "Спасибо европейцам за санкции в области сельского хозяйства" — они вызвали ответные меры и стимулировали вложения в импортозамещение, в том числе в промышленности. "И надо сказать, эффект хороший. У меня было чувство тревоги, не скрою, но эффект в целом очень хороший".
Об электромобилях
- "Да, в Ново-Огареве гоняю на этих машинах, это правда, да. Разницы [с обычными автомобилями] нет, разницы я не чувствую почти, но приемистые, хорошие машинки".
О главном результате
- Самый важный на данный момент итог работы во власти — сокращение уровня бедности в России вдвое: "У нас было 40 млн человек за чертой бедности, сегодня непомерно много — 19 с лишним или 20 [млн], по разным подсчетам, но все-таки это не 40. Вот это, пожалуй, самый главный результат".